ПОДВОДИМ ИТОГИ: ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ МАЛЫША
Дорогие читатели, этой статьей мы завершаем цикл публикаций «Ангел по имени мама», посвященный жизни малыша и молодой семьи. Впереди Вас ждет еще много полезного и интересного материала от наших докторов и психологов, ну а сегодня мы коротко расскажем о том, к каким «достижениям» приходит малыш
Молодые мамы часто переживают по поводу того, а правильно ли развивается малыш, а все ли показатели в норме, сравнивают вес и рост ребенка с многочисленными таблицами, зубрят наизусть навыки, которыми должен овладеть ребенок к определенному месяцу жизни, скупают детскую развивающую литературу, а в 6 месяцев ведут ребенка в развивающий центр. Бесспорно, теорию и тактику воспитания формирует каждая конкретная семья, и зависит она от возможностей родителей и их желания погружаться в тему детства. Мы же дадим общие рекомендации, на которые легко и удобно ориентироваться родителям по трем основным направлениям: физическое развитие ребенка, умственное развитие и формирование эмоционального интеллекта.
Начнем с наиболее простого: физическое развитие. В любой энциклопедии о детях первого года жизни Вы найдете полный перечень навыков и умений, которыми овладевает ребенок с каждым новым месяцем. Мы рекомендуем таких авторов как: Не стоит паниковать, если Вы не умеете что-то из того, что написано автором, все дети разные: кто-то начинает сидеть в 5 месяцев, а кто-то в 7; кто-по ползает с 5, а кто-то практически пропускает этот этап и начинает сразу пытаться ходить. Запомните главное – здесь важно, чтобы ребенок систематически наблюдался у специалистов. Первый год самый важный в жизни малыша, ведь если вовремя скорректировать выявленные отклонения, вы сможете избежать больших проблем со здоровьем в будущем. Перечень наблюдений специалистами детей первого года жизни утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ № 307 от 28.04.2007 г. И если при осмотре Ваш доктор говорит, что у него нет замечаний к ребенку, значит не нужно мучиться мыслями, почему он еще «Не сидит/ не ест сам/ не танцует польку». В целом же, можно выделить основные критерии, по которым будет оцениваться физическое развитие малыша, которому исполнился 1 год:
Рост ребенка 73-76 см.; вес ребенка – 9,200-10,500 кг; количество зубов 8-10.
Двигательные навыки:
- малыш самостоятельно ходит;
- без опоры приседает и выпрямляется;
- может поднять предмет наклонившись;
- бросает игрушки;
- залезает по лестнице;
Следующий большой и сложный блок – психическое и умственное развитие ребенка. С ним связаны вся навыки и умения, которые связаны не столько с развитием мышечного корсета, сколько с высшей деятельностью центральной нервной системы, формированием интеллекта ребенка, его поведенческими проявлениями и т.д. К этому же блоку относится первый серьезный кризис в жизни малыша- кризис 1 года. Итак, какие навыки формирует ребенок к своему первому дню рождению:
- говорит 7 слов;
- умеет копировать поведение взрослого, которого часто видит;
- помогает одевать себя и с удовольствием поддерживает гигиенические процедуры;
- самостоятельно пьет из чашки, держит кружку;
- выполняет разученные действия с игрушками: катает машинку, кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку;
- использует различные орудия: палка, ложка, карандаш, совок для взаимодействия с другими предметами: мяч, каша, лист бумаги;
- к концу первого года жизни у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом, ребенок понимает имена близких родственников, названия предметов, может выполнить простые поручения взрослого;
- говорит 8-12 слов;
- повторяет за взрослым новые слова по слогам.
В этом же возрасте происходит отделение себя от мамы, малыш понимает, что он и мама – два разных человека. С этим явлением и связан кризис первого года. Ребенок с одной стороны радуется тому, что у него появилась способность к самоопределению и самовыражению, а с другой – ему тревожно, ведь в этом мире все еще ново для него. Каковы наиболее типичные проявления? Ранее послушный и добрый малыш начинает капризничать, отказывается одеваться и идти гулять, он может даже закатить истерику. Что же делать родителям? Прежде всего помнить: ребенок еще не в состоянии успокоиться сам. Он НЕ МОЖЕТ перестать плакать без вашей помощи, нервная система еще не отработала механизм самоутешения, поэтому нельзя ругать малыша или оставлять его в таком состоянии. Нужно постараться восстановить контакт, взять на руки, обнять, успокоить и дать понять, что вы понимаете его эмоции, уважаете их и готовы ему помочь. Тогда и только тогда вы минуете этот период легко и быстро, чем меньше поводов у малыша будет сомневаться в вашей любви и защите, тем проще будет избегать точек кипения.
Ну и отдельно поговорим об эмоциональном интеллекте малыша. В то время, когда мы росли, наши бабушки не знали о том, что такое эмпатия, эмоциональный интеллект, и как его развитие может помочь ребенку в будущем. Сегодня в этой сфере существует уже немало научных работ, однако, классическая детская литература не спешит включать этот пункт в книги о развитии ребенка. Итак, что же такое эмоциональный интеллект ребенка? Это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Чем раньше ваш ребёнок будет понимать свои чувства и эмоции, чем лучше он научится ими управлять (а не наоборот), а ещё к тому же, если он будет понимать чувства и эмоции других людей — тем легче будет ему взаимодействовать с другими людьми, он сможет в будущем управлять событиями своей жизни, у него будет намного больше возможностей реализовать свои планы и мечты. Эмоциональный интеллект необходим для способности строить гармоничные и устойчивые отношения с партнерами и близкими. Важно понимать, что этот навык необходимо развивать как и все остальные, и для ребенка 1 года умение понимать свои и чужие эмоции гораздо важнее, чем изучение алфавита или чтение по кубикам Зайцева. Дети всегда будут делать не то, что слышат, но то, что видят. Если в семье принято проявлять эмпатию, если близкие уважительно относятся друг к другу, если мама с папой являются источником позитивных эмоций и их отношения гармоничны, то ребенку будет легче научиться проживать свои эмоции на примере взрослых. Для тех, кто захочет глубже ознакомиться с данным вопросом, рекомендуем прочесть книги: Мишель Оден «Научное познание любви», Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей», Сью Герхард «Как любовь формирует мозг ребенка».
Ну и напоследок вопрос, который лидирует в списке молодых родителей, как правильно развивать ребенка? Прежде всего необходимо понимать, что малыш еще очень мал, не смотря на то, что он может час размазывать по столу кашу, настоящие занятия еще весьма утомительны для него. Наиболее предпочтительная форма занятий в год - это игра. А вот все многообразие игр уже зависит от фантазии мамы: кукольный театр развивает словарный запас ребенка, его память, помогает распознавать эмоции героев, учит сопереживать и жалеть зверят, способствует формированию нравственных норм: ведь что есть добро, а что зло - очень легко представить на примере традиционных русских сказок. Игра на музыкальных инструментах помогает развивать фонематический слух, пусть малыш сам пробует различные инструменты, учится различать их звучание, он наверняка выберет себе любимый! В будущем таким детям легко даются иностранные языки, 3-4-5 далеко не предел. Эти дети с 3 лет могут осваивать второй язык, запоминая слова с первого раза.
Огромное значение для формирования речи ребенка играет чтение. Начинать читать самые простые книжки малышки с картинками можно уже с 3 месяцев, тогда к году ребенок уже с удовольствием слушает задорные стихи Барто, Маршака и Бородицкой. А четкие ритмичные стишки и потешки, которые легко запомнить, отлично тренируют память малыша – он непременно захочет декларировать их вслух вместе с вами! Рассказы подруг о том, что ребенок в 1,5 года читал наизусть Айболита совершенно просто могут быть правдой.
И еще один совет: современные издательства предлагают родителям огромный выбор всевозможных карточек, чтобы развивать словарный запас ребенка. Это, безусловно полезный материал, но не стоит увлекаться им, если речь идет о тех, предметах, которые есть в доме. Гораздо полезнее поднести малыша к предмету, назвать его, рассказать о его свойствах и дать проверить – так ребенок будет воспринимать значение слова с помощью нескольких органов чуств. А если вы решили познакомить его с явлениями природы, не поленитесь выйти на улицу – ведь гораздо интереснее изучать лужу в парке, чем на картинке, смотреть как муравей несет травинку в свой дом, бегать по берегу реки, таять снег в ладошках, изучать деревья в дендрарии. Подобные прогулки не просто обогатят словарный запас, они сформируют целый пласт знаний об окружающем мире, то, что к школе психологи назовут словом широкий кругозор ребенка. Да, мы не живем в вечном лете, в холодные месяцы года вам на помощь придут музеи, библиотеки и театры. Не нужно искать детскую выставку для ребенка, в таком возрасте малыши очень ярко воспринимают качественную живопись вне зависимости от сюжета, для них важнее цветовые решения и техника исполнения. Попробуйте дома воспроизвести произведение, которое понравилось больше всего. Обсудите сюжет и композицию картины. Формирование эстетического вкуса происходит в самом раннем детстве, пока дети еще восприимчивы к натуральной не глянцевой красоте мира. В этом заключается главная задача родителей – не посадить его за развивающие пособия, а предложить максимум разнообразных вариантов самостоятельного познания мира и его многообразия. Ну и конечно же помните, подросший малыш все так же нуждается в вашей любви, ласке и заботе. Он просится на ручки, чтобы убедиться, что мама рядом, ему нужно ваше участие, внимание и время, которое вы готовы посвятить только ему. Эти минуты детства очень скоротечны, наслаждайтесь обществом малыша от всей души!