г. Хабаровск, ул Фрунзе, д. 11
г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 15
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Почему-то большинство молодых родителей грезят этим загадочным словом «режим».

И не удивительно, ведь как здорово, если ребенок все делает в строго определенные часы, по четкому расписанию. Тогда и у мамы с папой появляются свободные, заранее известные и запланированные окошки для себя и своих дел. Подъем в 7 утра, завтрак в 7-30, дневной сон с 12-00 до 14-00… Красота ведь, да? Для родителей может и красота, удобство. А теперь давайте взглянем на это все глазами малыша. Вот он живет у мамы в животе, ест, пьет, играет, спит тогда, когда это хочется ему. Тогда, когда есть в этом потребность. Он привык, что все его, пока еще примитивные, но очень и очень жизненно важные желания тут же удовлетворяются. И вот такой малыш рождается на свет. Что он ожидает от мира?   Я думаю все и так логично и понятно. Малыш ожидает, что здесь будет точно также. Будет тепло, темно, уютно, еда под боком, сон тоже тогда, когда этого хочется… Но начнем с того, что в мире, куда рождается малыш, не всегда тепло, темно и уютно. Мир яркий, шумный, да и уютные и тесные объятия мамы, в которых малыш пребывал все эти 9 месяцев, тоже куда-то делись… Для маленького ребенка рождение – это все равно, что нам сейчас ни с того, ни с сего оказаться на другой планете. Вот вам бы чего, например, хотелось, если вы вдруг на эту самую, другую планету, прилетели случайно? Мне бы, например, хотелось больше всего в первое время вернуть прежний уютный свой мирок. И если бы я получила хотя бы частично удовлетворение этой потребности, то только тогда я бы стала с интересном новый мир изучать, приспосабливаться к нему. И, скорее всего, в итоге, мне бы новый мир понравился. Но это при том условии, что мои базовые потребности в еде и безопасности удовлетворялись бы. А если бы нет? Не удовлетворялись бы? Тогда бы я, наверное, вместо того, чтобы начать исследовать новый мир, тратила бы все силы на то, чтобы достучаться до тех, кто меня сюда привез: хочу еды, уюта и комфорта! А не получив отклик на свои желанию и просьбы, получая еду по расписанию, я бы вряд ли была счастлива. Я бы просто с грустью смирилась с тем, что мои желания, мое истинное «я» никого здесь не интересуют. Свыклась с мыслью о том, что счастливые времена прошли и теперь мне нужно просто стать неким био-роботом, спать, есть и радоваться по кем-то сделанному для меня расписанию. Хотелось бы мне новый мир изучать? Интересно ли бы мне это было? Думаю, что нет. Так рассуждала я, когда родилась моя дочь. Рождение для ребенка – это большой стресс. И мне важно было минимизировать последствия этого стресса: находиться всегда рядом с Элли, держа ее на руках, чтобы новорожденная малышка всегда чувствовала рядом маму и ее запах, Ведь именно эти ощущения являются для нее синонимом безопасности и стабильности. Мамины прикосновения и тепло. Я кормила ее по требованию, я откликалась по любому ее зову, автооматом перебирая в голове, почему она сейчас не в настроении: кушать-спать-жарко-холодно-светло-шумно и так далее. Мой новорожденный ребенок практически не плакал)) А зачем ей плакать, ведь стоило ей нчать кряхтеть, ее дискомфорт тут же удовлетворялся. Вы можете возразить: «Так и на шею сядет! Потакать всем потребностям». Но поверьте, эта задачка не для новорожденного малыша)) Все, что важно крохе и все, о чем она пытается вам сказать своим сначала кряхтением, а потом плачем – мне дискомфортно, неудобно, страшно! И внедренный искусственный режим для малыша станет очередным и весьма весомым поводом для дискомфорта. Сторонники теории приучения к режиму, говорят, что нужно дать ребенку проплакаться несколько дней и он привыкнет к режиму. И всем будет хорошо. Но если ребенок перестанет плакать – это отнюдь не означает, что он принял ваши правила игры. Он просто с ними смирился. Как смирилась я в своем примере про переезд на другую планету. Он смирился с тем, что кричи-не кричи, мама не поможет. Мама придет только тогда, когда придет. А это значит, что все, чтоо я чувствую и ощущаю – это не важно и не нужно. Вдумайтесь, какой человек может вырасти из ребенка, у которого в первый год жизни зачетствели все чувства и эмоции. Я не говорю, что такой ребенок не будет улыбаться, смеяться и не будет активным. Будет, но вот только глубины чувств в его сердце не будет возникать. Он не сможет сочувствовать, безусловно любить, откликаться на просьбы, не сможет быть ласковым и чутким к потребностям других людей… Ведь всему этому учит мама своим примером в первые годы жизни. Для меня всегда было важнее вырастить чувствующего и сопереживающего, эмпатичного ребенка. Нежели заманчивое удобство искусственного режима. Но, безусловно, режим в нашей семье есть и без него мы никуда))) Потому что он для ребенка все-таки важен и нужен!)) Запутала вас? Сейчас все объясню. Ребенку важен естественный режим. Ведь все в нашем мире подчинено такому естественному, природному режиму. Называется он еще биоритмы. Так вот очень важно научить ребенка в первые 3 года жизни свои биоритмы осознавать! И опять же искусственный режим этому осознаванию мешает. Ребенку важно научиться осознавать, когда он хочет спать, чтобы повзрослев он сам говорил: «Мама, пошли спать». Осознавать, когда он хочет кушать, в туалет, гулять и проч. Все это как раз легко ему научиться делать, если в первый год его жизни все его потребности удовлетворялись. Научившись сначала ползать, потом ходить, ребенок постепенно начнет понимать, что свои потребности он может удовлетворять и сам. По мере взросления круг такого самостоятельного удовлетворения потребностей будет расти. Опять же естественным, не навязанным извне путем. И в этом осознавании режим очень помогает. Что такое естественный режим для меня? Это пробуждение и уход ко сну в одно и то же время, Это устоявшиеся привычки и традиции, что-зачем-почему в течение дня в семье происходит. Ребенок рождается с врожденной способностью обучаться на чужом примере, он впитывает, как губка, модели поведения в семье и семейный уклад. Поэтому в нашей семье есть четкий распорядок дня, но не привязанный к конкретному времени. Приведу его в качестве примера, с указанием временного промежутка, когда то или иное событие происходит. Распорядок дня нашей семьи: 6-00 – 7-00 – подьем 6-30 – 8-30 – водные процедуры, завтрак, общение 8-00 – 11-00 – поездка на море/прогулки 12-00 – 15-00 – 2 часа дневного сна 14-00 – 17-00 – обед, домашние игры 16-00 – 18-30 – прогулки/поездки в гости/продолжение домашних игр 19-00 – водные процедуры 19-20 – 20-00 – отбой, чтение книг перед сном Наш сегодняшний распорядок дня не был исусственно создан. Мы ориентировались в первую очередь на базовые потребности Элли, составляя его. Так, когда было 3, а потом 2 дневных сна – распорядок был другим. Конкретное время того или иного события зависит от желания Элли. Она сама определяет, когда ей вставать, идти на дневной сон или засыпать. Я ей здесь только помогаю. В установлении естественного режима дня ребенку важно и нужно помогать! Здесь вы, как родитель, должны занять роль проводника, за которым ребенок идет. И плюс вам в помощь естественные природные циклы, такие как восход/заход солнца. Помогать вы можете установлением бытовых семейных ритуалов. Например, мы идем в душ в семь вечера – это ритуал. Если, например, ребенок перевозбудился вечером, я не буду ждать, когда она сама успокоится – мы идем в душ в назначенное время. А вот чтение перед сном может занять не 40 минут, а часа 2. Тоже самое и с едой/прогулками. В семье все завтракают и обедают в одно определенный проможуток времени – после побуждения. Не хочет ребенок есть – заставлять и запихивать никто не будет. Не хочет, значит не хочет. С прогулками – всегда выбор: предлагаем 3 варианта, чтобы ребенок выбрал. Это снимает вопрос с хочу/не хочу, буду/не буду. Ребенку важно выбирать, показывать свое мнение. И это достигаетсч путем выбора места прогулки, а не: идеи или не идем гулять. Таким образом, естественный распорядок дня для ребенка, созданный с учетом удовлетворения его потребностей и желаний – очень важен. И достигается он не навязыванием каких-то временных рамок, а путем создания определнного ритма жизни в семье и ритуалов. Дети копируют поведение и действия своих родителей, учатся через них, а не через родительские слова. А еще, ребенку очень важно быть услышанным и знать, что его базовые потребности и желания удовлетворяются. О том, как экологично отказывать ребенку в удовлетворении его желаний (ну, в самом деле, мы же не можем покупать все игрушки и крутить мультики круглые сутки) я расскажу в одной из следующих статей.

Создавайте свой семейный распорядок дня и живите по естественному режиму, Ирина Ролина